Науки о жизни
0

Окрашивая мертвое, или хитрое искусство диафанизации

by editorФевраль 3, 2015

 

Окрашивая мертвое, или хитрое искусство диафанизации

Автор: Ансель Оомен

Диафанизированных существ вы, вероятно, видели на выставках в музеях естественной истории, где эти подсвеченные образцы рыб, лягушек, змей заключены в кристаллы флаконов.
в отличие от чучел птиц и оленьих голов, изготавливаемых таксидермистами, эти образцы полностью прозрачны. Они в буквальном смысле позволяют заглянуть в структуру скелета животных, а красные, пурпурные и голубые тона только подчеркивают строение костей и хрящей. Учёные использовали диафанизацию на протяжении десятилетий. Но в последнее время этот метод освоили ещё и художники. «Atlas Obscura» решил подробнее изучить этот уникальный метод препаровки.

Впервые разработанная в 1977 году учёными G. Dingerkus и L.D. Uhler диафанизация известна также как метод «очистки и окрашивания». На первом этапе животных «очищают», погружая в бульон из трипсина – пищеварительного фермента, медленно разрушающего наружные оболочки образца. Затем препарат замачивают в нескольких видах красителей, проявляя строение костной, мышечной или хрящевой систем. Чаще всего используются красный ализарин и альциановый синий.

Diaphonization 2

Диафанизированная змея. Автор препарата: Сэди Стеднитц. Изображение: Чэд Лоу.

 

Результаты сразу впечатляют яркой, интенсивной, химически стойкой окраской. Как объясняет биолог Шэди Стеднитц, «диафанизированные образцы хороши тем, что это эстетичные научные объекты, которые заставляют нас вмиг проникнуться биологией».
Стеднитц – владелец калифорнийской студии Pollex, которая изготавливает диафанизированные препараты наряду с обычными чучелами. Стеднитц рассказывает: «Я обычно работаю с лабораторными животными, легко доступными рассечению: с крысами, мышами, лягушками, рыбами, змеями». Не все животные, чьё строение скелета обычно изучается, подходят для такой процедуры. К примеру, большие птицы и млекопитающие покрыты мехом или перьями, которые с трудом поддаются удалению. Кроме того, и те, и другие после диссекции могут быть легко сохранены методом засушки.
Есть и другие  значимые факторы. «Например, на изготовление препарата большой крысы уйдёт без малого полгода, так что временной фактор не стоит упускать из внимания», — говорит Стеднитц. – «Чем плотнее и объёмнее ткань, тем больше времени потребуется, чтоб она приняла в себя реагент. А ещё проблемы может вызывать всё, что связано с химическим действием реагентов. Например, некоторые красители будут работать только в кислых растворах, но её переносят не все ткани животных.»
Действительно, диафанизация чаще используется с образцами, не превышающими фута в длину. Особенно хорошо для этого подходят тонкокожие рыбы, амфибии и рептилии – их ткани легко повредить при вскрытии и требуют сохранения в жидких средах. По этой же причине диафанизацию часто используют при препаровке молодых млекопитающих и птиц. Диафанизация помогает учёным определить истинную структуру костей и хрящей, избегая рассечений, смещений и вообще каких-либо инвазивных методов. А ещё способ хорош для лабораторного изучения эмбрионов.
Исследуя кристально чистую картину внутренних особенностей субъекта, ученые могут наблюдать непосредственное влияние загрязняющих факторов окружающей среды. Диафанист Брэндон Бэлленджи стал пионером в этой области, выявляя такие аномалии, как развитие дополнительных конечностей, на препаратах лягушек, изготовленных методом «очистки и окраски». Кроме того, диафанизаты эмбрионов могут помочь учёным окончательно понять влияние на нормальный рост и развитие различных химических веществ.
Как отмечает Стедниц: «У сравнительной анатомии несколько иное приложение. А если вы хотите наглядно продемонстрировать эволюционные связи между различными видами, лучше всего подойдёт скелет. Именно на нём легко увидеть, как тело изменяется для выполнения различных задач».

Diaphonization 3

Диафанизированные образцы, сделанные Сэди Стеднитцом. Изображение: Чэд Лоу.

Несмотря на свои достоинства, диафанизация не используется достаточно широко: метод кропотлив и трудоёмок. Конкуренцию ей также составляет обилие современных методов визуализации. А тем временем диафанизация постепенно становится одной из форм искусства. Препараты животных, в скелете которых преобладают хрящи, получаются обычно в голубых тонах – хрящ более восприимчив к альциану. А вот кость, наоборот, к ализарину, поэтому препараты из неё обычно красного цвета. Оттенки пурпурного появляются при окрашивании мышц. С таким разнообразием живых форм и цветов творческие возможности становятся поистине безграничными.
Диафанизация не знакома широкой публике, но обычно хорошо известна коллекционерам, разыскивающим оригинальные экземпляры. К счастью, с появлением студии Pollex и некоторых других диафанистов – например, Иори Томиты и доктора Адама Саммерса – ситуация постепенно меняется. Работы Томиты были показаны по всей Японии, в том числе на Mineral Show в Токио. Препараты, подготовленные Саммерсом, были продемонстрированы на выставке в Аквариуме Сиэттла, которая открылась 1 декабря 2013 года и продлилась до июня 2014, не выезжая на гастроли.

Diaphonization 4

Диафанизированная лягушка. Автор препарата: Сэди Стеднитц. Изображение: Чэд Лоу.

К счастью, эти великолепные анатомические экспонаты можно обнаружить в некоторых музеях естественных наук. «Очищенные и окрашенные» образцы часто размещают у себя музеи в коллекциях ихтиологии или герпетологии. Вот некоторые из них: Филдовский Музей естественной истории, Королевский музей Британской Колумбии, Техасский Центр естественных наук, Йельский Музей естественной истории им. Пибоди, Бёркский Национальный Музей естественной истории и культуры, Музей естественной истории Карнеги, Музей зоологии Альбертского университета.
Большинство этих мест служат также хранилищем образцов. Например, Музей естественной истории Карнеги может похвастаться одной из самых больших герпетологических коллекций. Собрание Бёркского музея насчитывает 324 образца «очищенных и окрашенных» препаратов рыб. В Музее естественной истории существует поисковая онлайн-база данных, демонстрирующая расположение образцов диафанизатов рыб по всему миру.
Но независимо от расположения, вид диафанизированного животного мгновенно притягивает взгляд. Лучше всего это удаётся объяснить Стеднитцу:  «Наглядность, презентабельность, цвет очень важны как для научных, так и для художественных образцов». Действительно, процесс диафаизации умело сочетает искусство и науку вместе, возрождая мёртвых к новой жизни в цвете.

Diaphonization 5

Диафанизированные образец, сделанный Сэди Стеднитцом. Изображение: Чэд Лоу.

Diaphonization 6

Диафанизированные образец, сделанный Сэди Стеднитцом. Изображение: Чэд Лоу.

Diaphonization 7

Диафанизированные образец, сделанный Сэди Стеднитцом. Изображение: Чэд Лоу.

Перевод: Даня Ряскина

Оригинал статьи: http://www.atlasobscura.com/articles/dyeing-the-dead-the-artful-science-of-diaphonization

About The Author
editor