Страсти Христовы с точки зрения врача
Автор: Sons of Medicine

Уже почти две тысячи лет Иисус из Назарета не дает покоя жителям земного шарика. Отношение к этой личности у разных социальных или религиозных групп может быть диаметрально противоположным: христиане считают его Сыном Божиим, мусульмане - пророком Исой, иудеи (некоторые) - еретиком и преступником, капиталисты - капиталистом, социал-демократы - социал-демократом, но большинство людей так или иначе не оспаривают историчность этого человека. А раз Иисус жил, значит должен был и умереть, и было бы интересно исследовать обстоятельства его смерти с позиции современной медицины. 

На момент рассматриваемых событий Иисусу, сыну Иосифа, было 33 года. Следует отметить, что "пациент", несомненно, был физически хорошо развит - до начала общественного служения он работал плотником, а после ему приходилось много ходить пешком в ходе распространения своего учения. 

Интересующие нас события начнутся в Гефсиманском саду, месте на Масличной горе, где произошли моление о чаше и арест Иисуса. В этот момент имел место интересный феномен, приметил который из четырех апостолов, написавших канонические Евангелия, только Лука (по профессии - врач): 

И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю." (Лк. 22:44)

Описанное состояние носит название "гематидроз" (гематодроз, гемидроз). Наблюдается достаточно редко - в истории есть несколько единичных описаний кровавого пота, не считая случая с Галилеянином. Во второй половине XX века, когда феномен описали, начали изучать и наблюдать, было зафиксировано 76 случаев гематидроза, большинство из которых связаны с сильным испугом, психологическим стрессом. Помимо этого возможно развитие гематидроза при диэнцефальных расстройствах и прогрессивном параличе. Считается, что механизмом развития гематидроза является диапедез эритроцитов через сосудистую стенку в протоки потовых желез при значительном повышении содержания в крови вазотропных медиаторов. Несмотря на то, что кровопотеря при гематидрозе минимальна, при развитии этого состояния значительно повышается ломкость сосудов кожи, что могло сыграть роль в последующих страданиях Иисуса. 

Перед тем, как перенестись к первому этапу казни Иисуса - бичеванию, - отмечу, что в ночь перед казнью он совершенно не спал, кроме того, был изнурен многочисленными переходами с места на место: из Гефсиманского сада стража доставила его в дом первосвященника Каиафы, оттуда - во дворец Понтия Пилата, который направил Иисуса к царю Галилеи Ироду Антипе, а тот - обратно к Пилату. Иудея на тот момент находилась под протекцией Рима, так что только римские власти имели "право меча". В источниках также находятся свидетельства того, что Иисус уже на этом этапе - до проведения суда, - подвергся избиению и издевательствам, хотя достоверно оценить объем повреждений невозможно (Лк.22:63-64), (Ин.18:22). 



Рис. 1

Бичевание могло проводиться как самостоятельное наказание или же как предварительное - перед распятием. Необходимость предварительного наказания была связана с тем, что здоровые и выносливые мужчины умирали на кресте слишком долго - в некоторых случаях проходило несколько дней, прежде чем истощение, кровопотеря, болевой синдром и хищные звери брали над ними верх. Разумеется, с точки зрения пенитенциарной системы такое промедление было неприемлемо. 

Независимо от того, с какой целью Христу было назначено бичевание (хотя источники сходятся во мнении, что изначально в планы Пилата не входило распятие, так как много раз он повторял, что не видит вины в Иудейском Царе), проведено оно было тщательно: фарисеи потребовали нанести 39 ударов, что всего на 1 меньше, чем максимальное количество, установленное древним иудейским законом. Считается, что именно 39 ударов назначили для того, что избежать нарушения закона в случае, если исполняющий наказание солдат ошибется при счете. 

Орудием исполнения приговора стала распространенная в то время плеть - несколько полосок кожи, сплетенных в общий кнут, однако с расплетенным концом, на котором закрепляли металлические шарики (Рис. 1) (Мф. 27:26), (Мк 15:15).

Считается, что удары наносились поочередно сначала спереди, затем сзади. При таком наказании буквально несколько первых ударов разрывали кожу и подкожную клетчатку, а последующие разволокняли и разрывали мышцы (спереди - в основном большую и малую грудные мышцы, сзади - трапециевидную и широчайшую мышцы, потом - глубокие мышцы, входящие в состав мышцы, выпрямляющей позвоночник). При ударах по передней грудной стенке возможно даже добиться перелома ребер с повреждением передних межреберных артерий, вен и нервов или глубоких разрывов межреберных промежутков. 

В свидетельствах современников косвенно указано, что спина после наказания плетьми была настолько изувечена, что складывалось впечатление, будто она вся - одна сплошная рана (1Пет 2:24). Разумеется, повреждение такого большого количества сосудов разного диаметра привело к значительной кровопотере, которая в отсутствие адекватной терапии могла бы привести к развитию гиповолемического шока. 

Известно, что после окончания бичевания Иисусу на голову надели терновый венец как символ короны Иудеи. Сейчас этот венец принято изображать в виде кольца из побегов шипастого растения, однако ботаники, знакомые с флорой Ханаана, считают, что она была больше похожа на колпак (рис. 2 - головной убор иудейского первосвященника).


Рис 2

Объясняется это очень просто: скорее всего, материалом для венца послужили ветки зизифуса колючего (рис. 3), шипы которого в среднем 2.5 см в длину. Сложно представить, чтобы из таких веток возможно было свить венец и не пораниться самому, зато можно отломить сплетение веток и водрузить его на голову в первозданном виде - тогда этот венец и будет больше напоминать "колпак". В источниках также описаны удары солдат по этому венцу, которые неминуемо заставили бы шипы проткнуть скальп и вызывать кровотечение из обильно васкуляризованного скальпа, усугубившее кровопотерю. 


Рис. 3

Несмотря на то, что во время своего пути по via dolorosa серьезных повреждений Иисус не получал, он как минимум один раз упал. Учитывая, что руки его были отведены за спину и привязаны к перекладине креста, он мог получить довольно сильный удар в область сердца и ушиб сердца при падении, что могло усугубить сердечную недостаточность как проявление гиповолемии или спровоцировать аритмию. 

Перед самим распятием пара слов об этом методе казни в целом. 

Придумали распятие персы, от них его перенял Александр Македонский и научил распятию народы средиземного моря, в том числе граждан Карфагена. Считается, что именно из Карфагена распятие пришло в Рим, и римляне, как это было им свойственно, активно способствовали развитию этого нового вида казни и достигли в нем больших успехов. Крест, на котором распяли Иисуса, скорее всего, не имел ту форму латинского креста, которая нам всем знакома, а был больше похож на букву Т. Это связано с удобством для палачей - вертикальная перекладина креста постоянно стояла вкопанной на местах казни, а несли к этому месту преступники только горизонтальную перекладину, которая, однако, все-таки весила около 50 кг. Впоследствии горизонтальная перекладина устанавливалась в выемку на вертикальной, а сверху прибивалась известная табличка с именем преступника и совершенным им преступлением. 


Рис. 4

В процессе распятия на Т-образном кресте сначала прибивали руки преступника к горизонтальной перекладине, после чего ее водружали на вертикальную, и прибивали ноги. Разумеется, необязательно было именно приколачивать конечности, в некоторых случаях их просто привязывали веревками, однако исторические источники указывают, что в то время наиболее распространено все-таки было прибивание. Следует отметить, что наиболее часто Христа изображают прибитым к кресту через центр ладоней (рис. 4), что в корне неверно: при такой фиксации гвоздь на деле не фиксирован между пястными костями, и под тяжестью тела легко разрывает мягкие ткани - тело соскальзывает. Гораздо более вероятно, что гвоздь вбивали между двумя рядами костей запястья (рис. 5): таким образом достигается надежная фиксация кисти без перелома каких-либо костей. Более того, при этом также задевается или разрушается срединный нерв, что причиняет преступнику дополнительные страдания. 


Рис. 5

Относительно прибивания ступней, знания анатомии подсказывают, что для надежной фиксации гвоздь должен проходить либо через плюсне-предплюсневый сустав (между клиновидной костью и плюсневыми костями), либо через поперечный сустав предплюсны (между пяточной и кубовидной костями). Вколачивание гвоздя в эти промежутки неминуемо приведет к повреждению ветвей глубокого малоберцового нерва и латерального нерва стопы, а также одноименных артерий. 

Одной из причин, приводящих к непосредственной смерти распятых, является удушье. Несмотря на то, что наиболее выражено оно, когда руки максимально подняты вверх и зафиксированы в таком положении (рис. 4, разбойники справа и слева от Иисуса), положение тела в форме буквы Y также способствует асфиксии, так как в таком положении затруднен вдох. В свою очередь, длительное нахождение в положении T также затруднительно, так как в таком положении резко повышается нагрузка на суставы запястья и голеностоп, что в условиях распятия вызывает сильный болевой синдром. 

Несмотря на то, что Иисус, скорее всего, с трудом дышал, будучи распятым, источники указывают, что непосредственно перед смертью он был способен достаточно громко говорить, что позволяет поставить под сомнение асфиксию как основную причину смерти Царя. На это указывает и тот факт, что Иисус погиб раньше, чем двое разбойников, распятых в тот же день: им для ускорения казни перебили кости голени

"Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. " (Ин. 19:32) (распространенная методика, смысл которой заключался в лишении распятого возможности облегчить дыхание; асфиксия при положении тела Y наступала сравнительно быстро)."

В то же время:

"Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. " (Ин. 19:33-34).

Учитывая направление копья кверху, и традиционное мнение, что пронзен был правый бок, следует полагать, что "вода", истекшая из раны, была транссудатом в плевральной полости, и, возможно, полости перикарда. Кровь, в таком случае, может происходить из правого предсердия или желудочка.

Принимая эту версию как наиболее вероятную, можно сказать, что основной причиной смерти Иисуса из Назарета явилась острая сердечная недостаточность, возможно, развившаяся на фоне гиповолемического шока и тампонады сердца. Менее вероятными, но возможными причинами является ОСН на фоне жизнеугрожающей аритмии или удушье.

Таким образом, хотя свидетельства страданий и гибели Назаретянина не всегда подробны и относятся к достаточно давней эпохе, исторические и археологические работы, а также современное понимание медицины, физиологии и анатомии позволяют с некоторой долей допущений ответить на вопрос о том, какие патологические процессы сопровождали Страсти Христовы, а также какая причина непосредственно вызвала его смерть. Кроме того, Евангелие от Луки содержит одно из первых исторических описаний такого редкого явления, как гематогидроз. 


Источники