Древняя наука врачевать

Автор: Артем Степанкин
Публикация: 28.03.2018

Ещё со времён Древнего Египта, когда община логично переросла в государство, медицина начала развиваться. Этому есть множество причин: и смена общинного строя на рабовладельческий, создавший зачатки разделения труда, усложнение языческих культов, образоваших пантеоны, однако не причины важны, а отношение между пациентом и врачом.

В Древнем Египте уже знали о заболеваниях почек, о чём свидетельствуют найденные в папирусах инструкции лечения камней в почках и мочевом пузыре. Помимо этого, так же даётся описание обряда обрезания и объясняется его важность для гигиены человека.

обряд обрезания у древних египтян

Именно древнеегипетские жрецы, исполнявшие роль знахарей, выдвигали гипотезу, что человеческая болезнь связана так же с неправильным питанием или паразитами, а не только вмешательством злых духов. Однако, представления египтян об анатомии были достаточно развиты, так как бальзамирование тела способствовало изучению анатомии. 

Древние шумерские врачеватели в своей практике использовали вещества растительного и минерального происхождения, так же иногда в ход шли и предметы животного мира, что даёт повод считать, что знахари шумерского царства имели некие представления о работе тех или иных веществ. 

О развитии медицины в Древнем Шумере известно из найденной глиняной таблицы, составленной в конце 3 тысячелетия до н.э шумерским врачевателем. В этой таблице в 145 строк даны 15 «рецептов» лекарств, что может означать, что эта таблица — древнейшая фармакопия. Из таблицы следует, что шумерский лекарь не лечил заговорами и зельями, а опирался строго на свои познания в «фармакологии».

Отдельно стоит упомянуть строгость гигиенических норм шумеров. Так, например, для предотвращения педикулёза жрецы должны были быть обриты наголо и чисто вымыты, прежде чем появляться перед статуей божества. Мужчины так же были либо выбриты, либо тщательно следили за своими волосами, регулярно их расчёсывая.

В классический период в Греции сформировалось множество философских школ, которые оказали влияние на развитие медицины, так как философия того времени была неотделима от врачевания. Из крупнейших достижений того времени можно считать лечение у постели больного и развитие методов диагностики. 

Болезнь, если верить сочинению «О воздухах, водах, местностях», связана с местом проживания человека и климатом местности. Всё это было обобщено с точки зрения натурофилософии. С данной позиции греки делили людей на разные типы и приписывали предрасположенности к разным болезням в зависимости от климата и окружающей среды. 

Однако, знание анатомии у древних греков было скудным, так как в классический период вскрытием тел никто не занимался, и все знания строения тела были сугубо эмпирическими, а хирурги того времени занимались травматологией и десмургией. Но уже в эллинистический период (во многом благодаря Аристотелю), под влиянием медицины Древнего Египта, вскрытие тел умерших было разрешено, что повлекло за собой зарождение анатомии как науки. Герофил считается первым греком, вскрывшим тело и описавшим всё в трактатах «анатомия», где упомянул твёрдую и мягкую мозговые оболочки, и «о глазах», где рассказал об стекловидном теле, оболочках и сетчатке.

Еврейская медицинская традиция не описывается отдельно ни в библии, ни в талмуде, однако касаются медицины с точки зрения ритуального закона. Так, вся 13 глава книги Ваикра посвящена описанию различных кожных болезней вместе с диффиренциальной диагностикой между «ритуально нечистыми» болезнями, подразумевающими запрет физического контакте между больным и врачом. Смысл подобной изоляции мог быть как и ритуальным, так и иметь под собой зерно логики и быть направлен на избежание эпидемии.

С полной уверенностью утверждать что-то о древнееврейской медицине трудно, так как до наших времён не дошло ни одной книги кроме Танаха, однако Маймонид, известный средневековый врач и талмудист, оставляет комментарии к записям в Мишне, упоминая, что лечение должно опираться на эмпирический опыт и если что-то можно излечить диетой, то использовать лекарства незачем. 

Древнееврейская медицинская традиция, если верить Талмудическому трактату Брахот, давала каждому органу помимо физиологических функций так же функции духовные. Так, например, духовной функцией почек было отделение плохого от хорошего, подобно их физиологической функции, что так же упоминается в книге Тегилим со слов царя Давида.




Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Вам может быть интересно