Колдовство, психопатология и галлюцинации
Предисловие переводчика
Практикующий врач-психиатр Бернард Барнетт в своей статье оценивает феномен культа ведьм и преследование этого культа в период Средневековья. С первого взгляда это явление далекого и безвозвратно ушедшего прошлого, однако и среди современников Барнетта были сторонники преследования ведьм, подходившие к этому вопросу с демонологической точки зрения. Они принимали существование дьявола, происки которого и являются источником колдовства, как безусловный и не требующий доказательств факт. Например, католический клирик и исследователь оккультизма Монтэгю Саммерс, издавший в 1926 году труд «История колдовства и демонология», а в 1929 году перевод печально известного средневекового трактата «Молот ведьм» на английский язык, умер всего за 17 лет до публикации настоящей статьи.
Мы надеемся, что эта статья позволит читателям критически посмотреть на до сих живой, и, по всей видимости, неискоренимый феномен магического мышления, присущий как сторонникам, так и противникам культа ведьм. Для простоты восприятия представленный перевод снабжен большим количеством интересных сносок с историческими справками и пояснениями. Мы предлагаем воспринимать эти сноски как “заметки на полях”, оставленные предыдущим читателем для последующих.
Колдовство1, психопатология и галлюцинации
БЕРНАРД БАРНЕТТ2
Вступление
В наши дни необходимость действовать и объяснять собственные мотивы в вопросах колдовства не так остра, как в те времена, когда колдовство представлялось непосредственной угрозой обществу. Колдовство, тем не менее, всегда вызывало у людей яркую реакцию и не сопровождалась стремлением к исследованию имеющейся доказательной базы. По всей видимости, данная тема сама по себе располагает к пристрастному отношению.
В настоящем эссе мы попытаемся изучить некоторые характерные особенности культа ведьм — а именно употребление растений семейства пасленовых и других психоактивных веществ, которые часто связывают с колдовством. Эта сторона вопроса очень важна для полного понимания темы. А пренебрежение этой стороной затрудняло понимание вопроса даже для тех, кто в остальном располагал наиполнейшими ответами. В качестве отправной точки предлагается составное определение: «Существовали культы, которые содержали в себе элементы дохристианских религий, где лекарственные препараты использовались для добровольного достижения их последователями галлюцинаторного опыта. Такие культы иногда были организациями — прикрытиями для антиправительственных или оппозиционно настроенных сил». Такое определение позволяет объяснить, как власти могли схожим образом обходиться как с людьми, невольно страдающими от галлюцинаций и обманчивых ощущений, так и с постоянными посетителями ведьминых шабашей. И как любой заподозренный в нелояльности к власти с легкостью мог быть наказан как ведьма.
1 - В оригинальном тексте на английском языке используется термин «witchcraft», имеющий несколько более широкое значение, чем выбранный нами для удобства восприятия вариант перевода. По определению Britannica «в традиционном смысле, это применение или призывание якобы имеющих место сверхъестественных сил с целью управления людьми или событиями, как правило связанные с чернокнижеством (sorcery) или магией (magic)». Считаем необходимым также попытаться пояснить термин «sorcery». По определению Britannica, sorcery - это практика злонамеренной магии, происходящая от бросания жребия как способа предсказания будущего в древнем Средиземноморье. Отмечается, что в эпоху раннего христианства термином «sorcerer» обозначались любые маги и волшебники, однако в Средние века (о которых идет речь в данной статье) - только те, кто якобы практиковал магию с целью навредить другим. Следует также отметить, что слово «witch», обычно переводимое на русский язык как «ведьма», в английском языке может использоваться для обозначения практикующих магию людей обоих полов, но чаще всего так называют именно женщин.
2 - Бернард Барнетт - научный сотрудник Института психоанализа и аналитик Британского психоаналитического общества. Бывший председатель комитета по образованию Института. В течение многих лет был директором психологического тренинга в Учебном центре по ориентированию детей, а затем в отделе по делам детей и семьи Тавистокского центра, который он покинул в 1988 году. С тех пор занимается частной психоаналитической практикой
Проблематика старых определений
Саммерс3 (1926) рассматривал проблему колдовства с точки зрения демонологии и был вынужден признать: «Мы сталкиваемся с ужасными загадками темной похоти, которые не могут быть объяснены обычным половым актом или использованием механических приспособлений [искусственного фаллоса]4»; а относительно шабашей он писал следующее: «Адский обряд, и без того сложный, запутанный и непотребный, в еще большей степени запутывается в пересказах ведьм множеством не относящихся к делу обстоятельств, часто противоречащих друг другу, — нет, даже взаимоисключающих. Таким образом, хотя мы и можем собрать картину их оргий воедино из разрозненных частей, некоторые подробности все же остаются необъясненными, не поддающимися пониманию и, быть может, полностью иррациональными и абсурдными».
Вслед за демонологами сторонники подхода психопатологии выдвигали не менее всеобъемлющие теории, объясняя не только феномен колдовства, но и феномен преследования ведьм. Третован5 (1963) подчеркнул схожие черты подхода двух групп: для демонологов дьявол играет ту же роль, какую Ид6 играет для психопатологов. Основываясь на теории психопатологии Зигмунда Фрейда, можно сделать вывод, что как ведьмами, так и их преследователями двигали одни и те же мотивы, хотя их положение в обществе и судьбы очень сильно различались. Шубарт (процитированный Третованом) писал: «Ведьма — это в равной степени продукт страха мужчины перед женщиной и страха человека перед демонами». По словам Третована, «преследование ведьм… можно напрямую связать с христианским аскетизмом».
3 - Огастес Монтегю Саммерс (10 апреля 1880 г. - 10 августа 1948 г.) – английский публицист, клирик и исследователь оккультизма. Перевел на английский язык множество средневековых трудов, посвященных изучению оккультизма и колдовства, публиковал собственные научные труды по демонологии. Среди известных работ труд «История колдовства и демонологии» (1926 г.) и перевод «Молота ведьм» на английский язык (1928 г.).
4 - Взято из перевода «Истории колдовства и демонологии» издательства Олма-Пресс, 2002 г. Переводчик: А. Лотменцев.
5 - Уильям Генри Третован (3 июня 1917 г. - 15 декабря 1995 г.) – английский психиатр, профессор психиатрии Бирмингемского университета.
6 - Ид (или Оно) – описанная Зигмундом Фрейдом наравне с Эго (Я) и Суперэго (Сверх-я) структура в психоанализе, представляющая собой бессознательную часть психики.
Штраус (1947)7, делая акцент на подходе Юнга, отмечает неадекватность фрейдистских объяснений в том, что сам Фрейд делал акцент на патриархальной культурной модели с «…последующим пренебрежением женским принципом8 и презрением его. Хоть это предубеждение и может быть частично предписано тем, кто занимался преследованием ведьм, напротив, те, кто предавался культу колдовства, действовали в рамках матриархальной культурной модели, существующей в коллективном бессознательном, т. е. в качестве потенциальных опытов, которые в порядке вещей имеют пошлый и грубый вид…».
Бурштейн (1949)9 смотрит на проблему шире, но ее основной тезис относится к определенной группе: «Наиболее важной для психиатрии проблемой является в данном случае двоякая антисоциальная психопатия — проблема, когда общество выступает против престарелых женщин, а престарелые женщины — против общества».
7 - Эрик Бенджамин Штраус (1894 - 1961 гг.) - британский психиатр, член Британского психологического общества.
8 - В своей речи, прочитанной медицинской секции Британского психологического общества с кафедры 23 января 1946 г., «женскому принципу» (включающему в себя эмоции, интуицию и чувственный опыт) Штраус противопоставляет «мужской принцип», который он отождествляет с принципом логоса.
9 - Сона Роза Бурштейн (1897–1971 гг.) – куратор музея, фольклорист и историк геронтологии. С 1928 г. и вплоть выхода на пенсию в 1957 гг. работала в Медицинском музее Wellcome Historical.
Ведьмы и лекарственные препараты
Связь ведьм и лекарственных препаратов настолько известна, что перечисление многочисленных дошедших до нас рецептур мазей не представляется необходимым. Помимо ужасающих ингредиентов, к примеру человеческого жира и т. д., и отвратительного содержимого, начиная с конечностей животных и заканчивая сажей, в их состав также входили растения семейства пасленовых и наркотические вещества. (Сделаем исключение для мандрагоры, которая упоминается в Книге Бытия и связана там как с плодовитостью [Рахиль и Лия], так и с патологической сексуальностью. Рувим обнаружил этот факт и впоследствии был предан суду своим отцом с обвинением в надругании над одной из его жен. Сделаем также исключение для аконита, который еще называют «венериной колесницей».) Зильбург10 (1941), рассматривая работы Вейера11, по всей видимости, предпринимает особое усилие, чтобы размыть эту связь. Он отмечает, что Вейер проводит разграничительную черту между ведьмами и отравителями, но при этом заявляет следующее: «Вейеру интересен вопрос, в какой степени многие из так называемых ведьм — это женщины, страдающие от побочных эффектов препаратов». Это положение, хоть и далеко не поддерживающее различие между группами, может быть принято во внимание как подтверждающее взаимосвязь, явно предполагаемую термином «Veneficium», означающим как «отравление», так и «изготовление магических зелий, магию и чернокнижество» (Льюис и Шорт, 1958). Пример дамы Алисы Кителер, процитированный ниже, подчеркнет это тождество на практике. Несмотря на то, что лекарственная зависимость — это современное понятие, сам феномен уходит корнями в глубокую древность.
10 - Григорий Зильбург (25 декабря 1890 г. - 17 сентября 1959 г.) – психоаналитик и историк психиатрии. Родился в Киеве, образование получал в Санкт-Петербурге под началом Владимира Бехтерева. В 1919 г. эмигрировал в США, где зарабатывал на жизнь лекциями и переводом литературы с русского на английский. Среди известных переводов: роман-антиутопия «Мы» Евгения Замятина и пьеса «Тот, кто получает пощечины» Леонида Андреева.
11 - Иоганн Вейер (24 февраля 1515 г. - 24 февраля 1588 г.) – голландский врач, оккультист и демонолог. Не отрицая существования дьявола и демонов, был одним из первых, кто выступал против преследований ведьм со стороны церковных и мирских властей, полагая, что проблема лежит не демонологической, а в психиатрической плоскости.
Анализ доказательной базы
Данные Маргарет Мюррей12 (1921), «получены целиком из источников того времени, таких как протоколы судов, памфлеты, описывающие отдельных ведьм, работы инквизиторов и другие письменные свидетельства, которые исключают мнения авторов и рассматривают только зафиксированные факты», отражают в некоторой степени наивный подход к настоящей проблеме. Наше утверждение подчеркивается ужасающей подоплекой, нарисованной правилами доказывания в труде «Молот ведьм» [Malleus Maleficarum] (Шпренгер и Крамер, 1489). Помимо факта использования пыток (Роббинс, 1959; Бурштейн, 1949, et passim), следует также отметить (Бурштейн), что «большинство обвиняемых были безоговорочно уверены в наличии у них предписываемых им способностей».
Нам следует применять более сложный подход к поиску и изучению доказательств, и часто то, что опускается, может быть столь же значимым, сколько то, о чем заявляется во всеуслышание. Случайные факты, которые нельзя списать на клевету обвинителей культа ведьм, могут рассматриваться как особо значимые (см. ниже Синее пламя свечи).
Следует критически оценить отсутствие протоколов слов ведьм на их судебных процессах. Предполагалось, что они велись, но эти протоколы либо не содержали обличающих сведений, либо содержали информацию, которую власти замалчивали либо как опасное для общества знание (на что намекают Шпренгер и Крамер13 в одной из нижеуказанных цитат), либо как информацию, которая умаляет важность веры в дьявола. Бурштейн приводит аналогичную точку зрения: «Уайт14 в своем труде “История войны науки и теологии” писал о врачах, живших во времена Вейера, о том, как они не одобряли вмешательства в сложившуюся веру в колдовство, поскольку считали ее “крайне безопасной для простого народа”».
Черлетти (1963), описывая аналогичную проблему, говорит: «Интересно отметить, что хотя испанские историки и описывали в мельчайших подробностях не только способы приготовления этих препаратов, но и вызываемые ими симптомы, после самого первого описания на данную тему было наложен негласный запрет. Он обусловлавливался тем, что церковь и испанские власти были против использования ацтеками грибов для проведения религиозных и магических ритуалов». Кроме того: «Очевидно, что ученые XVI века владели знаниями о препаратах, но это знание замалчивалось под влиянием религиозных авторитетов».
Становится понятно, почему в «Молоте» приводится мало прямых доказательств использования лекарственных препаратов, но из того немногого, о чем говорилось ранее, разумно предположить, что эти доказательства не игнорировались, а замалчивались. Нет сомнений в том, что прием препаратов тесно ассоциировался с самим дьяволом. Приводим описание «дара молчания», позволявшего некоторым ведьмам выдерживать пытки и не свидетельствовать против себя: «…она убила новорожденного мальчика-первенца… и запекла его в печи вместе с другими предметами, недостаточно существенными для того, чтобы о них упоминать, а затем перемолола его в пудру и прах; и если у ведьмы или преступника с собой была эта субстанция, такой преступник никоим образом не мог сознаться в совершенных им преступлениях».
Сбривание волос у ведьм и признания некоторых из них, данные вскоре после этой процедуры, придают дополнительной значимости этому факту. В «Молоте» описано следующее: «Причина этому аналогична причине, по которой ведьму раздевали, о чем мы писали ранее, поскольку сохранение способности молчать требует от них прятать некий сверхъестественный предмет в своей одежде или в волосах, и даже в самых тайных частях тела, которые не следует называть». Сверхъестественным предметом, с легкостью удовлетворяющим данным критериям, может быть «ведьмина мазь».
В «Компендиуме ведьм» [Compendium Maleficarum] (Гуаццо, 1608)15 дано куда более очевидное описание: «Чернокнижники и ведьмы умеют усыплять других людей с помощью снадобий, темных заклинаний или тайного обряда, чтобы затем отравить их … снотворными препаратами природного происхождения. Истиной является то, что многие препараты природного происхождения при их внутреннем или наружном применении вызывают не только сонливость, но еще и невосприимчивость к наиострейшей боли и онемение, что хорошо известно хирургам…».
12 - Маргарет Эллис Мюррей (13 июля 1863 г. - 13 ноября 1863 г.) – британский антрополог, археолог и египтолог. В данной статье приводится ссылка на ее работу «Культ ведьм в Западной Европе», опубликованную в 1921 году.
13 - Генрих Крамер (ок. 1430 - ок. 1505 гг.) - немецкий монах доминиканского ордена, автор «Молота ведьм» и активный сторонник охоты на ведьм. Якоб Шпренгер (ок. 1435 г. - 6 декабря 1495 г.) – профессор теологии, инквизитор, демонолог, декан Кёльнского университета. Указывается как соавтор «Молота ведьм», хотя его вклад в написание этой работы, по всей видимости, ограничивается лишь вступлением.
14 - Эндрю Диксон Уайт (7 ноября 1832 — 4 ноября 1918) - американский дипломат и историк, один из основателей Корнельского университета, президентом которого он был в 1866–1885 гг.
15 - Франческо Мария Гуаццо (1570 - 16?? гг.) - итальянский священник.
Доказательства применения лекарственных средств в ритуальном колдовстве
Мюррей частично цитирует описание религиозного обряда 1609 года в Нижних Пиренеях: «Священник дал каждому кусочек гостии (лепешка из пресного теста у католиков, из кислого теста — у протестантов, употребляемая при обряде причастия — прим. перев.) и, чтобы его было легче проглотить, дал также пару глотков какого-то дьявольского снадобья, зелья с таким отвратительным вкусом и запахом, что проглотившего его бросало в пот, и вместе с тем настолько ледяного, что холод пробирал до костей»16.
16 - Перевод с французского языка.
Следует отметить, что, как и во многих других материалах, описание дополняется разъяснениями автора, и случайные подробности дают нам поистине ценные ключи к пониманию. Подробность описания в этой цитате и даже большая подробность в других заставляют задуматься, всегда ли они были получены «не из первых рук».
По поводу замечания Мюррей, что в исповедях ведьм их галлюцинаторный опыт напоминал видения, характерные для других религий, нам следует отметить, что этот опыт отличается тем, что возникает он в особенности часто и, по всей видимости, является групповым. В связи с этим Мюррей предположила, что происхождение слова «шабат» «...доподлинно неизвестно… Может быть производным от слова “s’esbattre” — веселая игра, описание, очень подходящее в свете радостной праздности этих собраний». Можно увидеть непосредственные параллели с современными описаниями лекарственной зависимости в цитате из работы де Ланкра о запредельных — невыразимых — чувственных утехах, нарушении восприятия времени, о скуке — если не хуже — об ожидании следующего собрания и возможности вновь пережить этот опыт. Таким же образом описания совокупления дают нам представление о «загадках похоти», о которых упоминалось ранее.
Полет и совокупление с дьяволом
Саммерс соглашается, что большинство приводимых случаев полета связаны с ритуалами с тростью или шестом. В одном из самых ранних зафиксированных случаев «верховой езды» на трости однозначно не указывалось, что ведьма парила в воздухе, и он дает нам ключ к пониманию фактов, лежащих в основе явления.
(Мюррей) «В шкафу леди Алисы Кителер в 1324, когда они обыскивали ее, была найдена трубка с мазью17, которой она смазывала посох, с помощью коего она передвигалась везде и всегда таким образом, как она того хотела». Версия Хоул18 (1945) относительно этой леди в значительной мере дополняет другую сторону обвинения против ведьм, что позволило выдвинуть предположение о том, что трубка с мазью леди Алисы имела еще менее невинные назначения. Она подчеркивает, что некоторые выдвигаемые против ведьм обвинения основывались на фактах. «В 1324 году дама Алиса Кителер из Килкенни была обвинена в колдовстве своим мужем сэром Джоном ле Поэр и предстала перед судом епископа Оссорийского. Она была замужем три раза, и были подозрения в том, что предыдущих мужей она убивала посредством чернокнижества, и теперь сэр Джон полагал, что то же самое она пытается сделать и с ним».
По всей видимости, ритуальный антропологический фаллос, символический психопатологический фаллос, является важным инструментом нанесения препарата в колдовских практиках. Жалобы Мюррей на «одержимость христианских судей и протоколистов исследованием малейших, самых мимолетных подробностей обряда — церемониальной магии для обеспечения плодовитости…» видятся необоснованными. Можно сказать, что судьи в действительности исследовали ключевые черты культа. Если бы они подходили к расследованию с более научным подходом, без спешки в стремлении давать ответы на вопросы, возможно, они бы пришли к более правильным выводам.
17 - В оригинале "Pipe of oyntment", исходя из контекста - некий полый продолговатый предмет, внутри которого хранится ведьмина мазь.
18 - Кристина Хоул (1896 г. - 24 ноября 1985 г.) - отмеченный наградами британский фольклорист и писатель.
Колдовство и импотенция
Основное обвинение против ведьм, которое вызывает повышенный интерес у психопатологов, это их способность нарушать нормальную половую функцию и вызывать импотенцию. Обе черты часто связывают с аналогичными препаратами; вопрос о том, является ли эта связь сопутствующей или причинно-следственной, в данном случае не важен. Помимо прочих причин, Гуаццо упоминает психологические, а также органические факторы, вероятно, связанные с приемом препаратов. «Сначала мужа или жену заставляют ненавидеть своего супруга, или обоих супругов заставляют ненавидеть друг друга посредством клеветы или подозрения, либо путем наслания некой хвори, например, подобно тому как Медея ввела яд, из-за которого дыхание женщин на Лемносе становилось зловонным, и их мужья отвергали их». (Описание тяжелого галитоза, вероятно, обусловленного сухостью во рту, приведено далее в контексте срамного поцелуя (Osculum Infame). Конечно же, не обязательно принимать на веру точку зрения Гуаццо, согласно которой импотенция у мужчин была связана с предположенной им причиной.)
Помимо упоминаний о «хвори» и «яде» в данной цитате, история Медеи непосредственно связана с ядами. Пьеса Еврипида «Медея» в переводе Гилберта Марри содержит следующее описание: «Медея была “мудрой женщиной”, что в ее время означало то же самое, что и ведьма или заклинательница. Она в самом деле знала больше, чем другие женщины; но по большей части эта эрудиция предполагала — или полагалось, что предполагает, — либо сведения о ядах или чарах, либо бесполезные знания и домыслы».
Следующий фрагмент подтверждает тот факт, что в давние времена было непросто отличить органические причины импотенции от психологических (Кокейн19, 1864, Том 1, стр. xli ff.): «Одним из источников мучений, причиняемых мужчинам посредством колдовства, был узел, сдерживающий мужчину таким образом, что он не мог осуществлять свою волю с женщиной. На латыни того времени это называлось nodus и obligamentum», но в саксонских словарях этот термин переводится как lyb, drug, pharmakon; таким образом, пагубное воздействие такого средства может быть описано как “превращение в евнуха” или “одурманивание”: это указывает на то, что в давние времена полагалось, что целомудрие мужчины может сохраняться против его воли посредством использования препаратов». Кокейн утверждает, что «узел все еще известен во Франции, и заклинание “nouer l’aiguillette”20 является средством злого умысла».
19 - Томас Освальд Кокейн (1807 - 1873 гг.) – церковный деятель и филолог, автор труда «Снадобья, знахарство и астрология ранней Англии», опубликованного в 1863 году.
20 - С французского “перевязывать ремнем”. В средневековых процессах над ведьмами этим французским словосочетанием обозначалось заклинание, вызывающее импотенцию у мужчин.
Свечи
Крайне широко подчеркивается важная роль свечей в ритуалах культа ведьм. Гуаццо обращает на это особое внимание, а также объясняет применение свечей в отношении к лекарствам. Вещества для окуривания и благовония распространены во многих религиях, но со свечами связаны особые черты. По описаниям они обычно черного цвета, иногда их приносит сам дьявол, и они горят синим пламенем. На основании идей Гуаццо было высказано предположение, что эти свечи в действительности применялись по той причине, что они имели одурманивающее свойство, а «синее пламя» было обусловлено горением растений, содержащих калий, которые также применялись для разжигания «зловонных и ужасающих костров».
Мюррей также пишет следующее: «Свечи и факелы изготавливались из смолы, и согласно данным де Ланкра21, в Северном Бервике фонари были “подобны зажженной свече”, горящей синим пламенем. Синий цвет пламени был обусловлен веществом, из которого изготавливались факелы».
21 - Пьер де Ланкр (1553 г. - 9 февраля 1631 г.) - французский юрист и демонолог. Автор нескольких демонологических трудов.
Гуаццо также указывает на то, что ведьмы, очевидно, знали о таком способе применения лекарства: «Также у них был третий метод введения яда, а именно через вдыхание; и это наихудший вид яда, поскольку благодаря своей разряженности он беспрепятственно поступает через рот и быстро достигает сердца».
Колдовство и срамный поцелуй (Osculum Infame)
Если рассмотреть роль «лобзания мира»22 в обрядах ранних христиан, можно с легкостью представить степень возмущения в церковной среде от предполагаемого приветствия дьявола. Несмотря на то, что существование такого приветствия дьявола рассматривалось как возможное (также были зафиксированы другие, более широко практикуемые формы приветствия, например, целование ноги), предполагается, что оно применялось в периоды смуты, и даже тогда носило скорее характер легенды, а не широко распространенной практики, поскольку даже сама данная перверсия не является распространенной. Готовность верить в эту легенду даже среди самих участников шабашей может также быть связана с сухостью ротовой полости, являющейся побочным эффектом приема препаратов во время оргий.
22 - Также “Святое целование” (лат. Osculum Pacis) – обмен ритуальным поцелуем-приветствием, означающим духовное родство и единство в вере, а также примирение друг с другом. В данном случае его зеркальным, т.е. сатанинским, отражением является срамный поцелуй, описанный в этом разделе.
Доказательства из области фармакологии
Левин23 (1931) пишет следующее: «Мы говорим о растениях, … которые приводят к недоступными пониманию действиям со стороны фанатиков… Магические мази и ведьмины приворотные зелья приводили к воздействиям, в которые сами эти субъекты верили, будь то с умыслом или без него, и даже утверждали, что вступали в половую связь со злыми духами, были на горе Броккен и танцевали на шабаше со своими любовниками или наводили порчу на людей. Помутнение сознания от подобных веществ, например, дурмана, могло даже побуждать людей свидетельствовать против себя на трибунале. Причудливые галлюцинации, вызванные препаратом, настолько мощно переносились из подсознания в сознание, что люди со слабо развитым умом … верили, что эти галлюцинации реальны».
Две нижеприведенные цитаты из «Молота» и «Компендиума» столь схожи, что нет никаких сомнений в том, что они посвящены одной теме. «Дьявол может возбуждать фантазию и внутреннее восприятие человека через видения и импульсивные действия… таким образом, что они ощущаются как новые впечатления… полученные из внешних источников… и такое происходит не только со спящими, но и с бодрствующими… так извлекаются идеи, что удерживались в хранилищах разума… и люди полагают, что эти вещи реальны». Гуаццо также описывает дополнительные особенности пиршеств, которые еще более явно указывают на растения семейства пасленовых: «В 1590 году Джоанна Михаэлис из Шато-Сален также упомянула, что глаза посетителей этих собраний были неуверенными и помутненными, и им все представлялось туманным, как если бы они были ослеплены пьянством, неким грехом или некой магией. Таким образом, иногда ведьмы в действительности присутствуют на шабаше; и часто уже дома они быстро впадают в сон, полагая при этом, что они все еще на шабаше; поскольку Дьявол обманывает их чувства, и посредством его иллюзий многие фантазии могут войти в разум спящих, оставляя их с убеждением в той реальности после их пробуждения, как если бы это был не сон, а действительный опыт и неоспоримое физическое действие. Именно таким образом, по большей части, коварный Дьявол и осуществляет свои дела».
Гессе (1946) аналогичным образом описывает примеси в отварах ведьм и приворотных зельях. «Ведущим сюжетом галлюцинаций часто является эротический… Чтобы ощутить эти чувства, в те дни молодые и старые женщины втирали в свои тела «ведьмину мазь», активным ингредиентом которой была белладонна или экстракт какого-либо иного растения семейства пасленовых». (Затем приводится объяснение автора по фамилии Рибелинг о случайном отравлении наркотическим веществом, вслед за которым развивался психоз с выраженным сексуальным компонентом и последующей амнезией.) «Характерной чертой психоза, спровоцированного растениями семейства пасленовых, помимо прочего, является то, что отравленный представляет себе, что он превратился в некое животное, а галлюцинации создают ощущение роста перьев и волос, вероятно, связанное с парестезией».
Полсон и Таттерсолл (1959) цитируют описание таких отравлений, данное Мортоном24: «[Отравленные] горячи, как заяц; слепы, как летучая мышь; сухи, как кость; красны, как свекла; безумны как петух». Выздоровление обычно наступает даже у пациентов с делирием; большинство приходят в полную норму в течение сорока восьми часов (что соответствует сроку, который ведьмы проводят в постели после шабашей), не имея воспоминаний о беспокойных фазах болезни. «Семена датуры смешивались с благовониями и смолой, и пострадавший от их дыма впадал в летаргию. Предполагается (Дженнингс, 1935), что такая смесь применялась в обрядах инициации в Индии».
Соллман25 (1957) отмечает синергизм скополамина и морфина при сумеречном сне. Он также упоминает о подавлении лактации (lacteal diminution), что позволяет предположить, что схожее воздействие на гонады может быть причиной состояния, которое ретроспективно диагностировалось как задержанное совокупление (coitus reservatus).
Объяснение Буиссона26 (1960) подчеркивает, с какой легкостью можно подстраивать данный материал под нужды исследователя, дающего описание. Касательно применения мазей и сжигания лаврового листа он приводит цитату из «Золотого осла» Апулея, в которой Памфила превращается в сову, и поясняет это следующим образом: «Этот обряд, при котором метаморфоза в птицу начинается с нанесения мази, объясняет практику средневековых ведьм, смазывавших свои тела помадами с целью путешествия по воздуху на свои шабаши. Тем не менее, промежуточная ступень (трансформация в птицу) была забыта. Ведьма сохраняла свой человеческий облик и летела по воздуху на метле». Описание парестезии в качестве промежуточного механизма, приведенное Гессе, более убедительно как основание для данного обманчивого ощущения.
23 - Луи Левин (9 ноября 1850 г. - 1 декабря 1929 г.) – немецкий фармацевт, изучавший фармакологический и токсикологические эффекты лекарственных препаратов.
24 - Речь идет о статье Генри Г. Мортона “Отравление атропином. Его проявления у младенцев и детей”, опубликованной в 1939 году. Нам не удалось найти достоверной информации об авторе, кроме его аффилиации (по данным Scopus) - Школа медицины Дюкского университета, Дарем, США.
25 - Торальд Герман Соллман (10 февраля 1874 г. - 11 февраля 1965 г.) - основоположник американской фармакологии (по версии энциклопедии истории Кливленда). Автор обширного фармакологического справочника.
26 - Морис Буиссон - автор работы “Магия: Ее обряды и история”.
Выводы
По всей видимости, фармакология дает нам весомую базу для объяснения некоторых характерных признаков культа ведьм; при этом не ясно, почему популярность лекарственных средств в определенный период была выше, чем в иной, а многие другие стороны вопроса основываются на фактах, имеющих лишь отдаленное отношение к психологии.
В следующей цитате Третована использование лекарств подчеркивается еще ярче, особенно если представлять различие между ритуальным колдовством, которое описано в настоящей статье, и оперативным колдовством, которое ограничивается заговорами и заклинаниями. «В позднем Средневековье роль колдовства принимает несколько ослабленный вид. Это низведение до уровня оперативного колдовства, по всей видимости, привело к снижению его сексуальной силы». Становится видно, что с уменьшением значимости ритуалов ослабевают и их сексуальные черты. Если бы психопатология здесь имела решающее значение, объяснить уменьшение сексуальной силы было бы затруднительно. Психопатология едва ли определяется эрой или, даже если основываться на концепции Юнга, местоположением. Мы знаем, что английское колдовство было не столь «заразным», как континентальное, и что Ирландия была (за вычетом редких, но заметных примеров) по большей части свободна от него.
При работе с данными по психологии следует помнить о важном различии между объяснительными и причинно-следственными механизмами. Айзенберг27 (1963) в примере, особенно ценном для нашей задачи, пишет: «Галлюцинации пациента могут иметь символическую ценность, но это не значит, что аффективные факторы, которые символически выражаются галлюцинациями, являются причиной галлюцинаций. Пациент с интоксикацией бромидом ЛСД или любым другим психоделическим веществом выражает свое искаженное восприятие, основываясь на собственной психологической структуре личности. Неоспоримо, что в подобных обстоятельствах искаженное восприятие является следствием, per se, аффективных расстройств».
27 - Леон Айзенберг (8 августа 1922 г. - 15 сентября 2009 г.) - американский детский психиатр, социальный психиатр и медицинский педагог.
Резюме
Изучены некоторые аспекты явления колдовства, и выдвинута гипотеза, согласно которой раннее и неоправданное применение к нему формулировок из области психопатологии привело к игнорированию реальных факторов , а именно — использования вызывающих зависимость препаратов.
Благодарности
Автор благодарит профессора У. Г. Третована за советы в подаче данной статьи.
Список литературы
- Bouisson M. Magic. Its Rites and History // London: Rider & Co. – 1960.
- Burstein S. R. Aspects of the psychopathology of old age //Brit. Med. Bull. – 1949.
- Cerletti A. The hallucinogenic drugs //Pharmaceut. J. – 1963.
- Cockayne O. Leechdoms, Wortcunning and Starcraft of Early England //London. – 1863.
- Eisenberg L. Hallucinations in children //Hallucinations (ed. West, L. J.). Grune and Stratton. – 1963.
- Euiupides Medea (transl. Murray, Gigio). George Allen & Unwin.
- Guazzo F. M. Compendium Maleficarum (English transl. Ashwin, E. A., 1929). London. – 1608.
- Hesse. Narcotic and Drug Addiction. New York: Philosoph. Library. – 1946.
- Hole C. Witchcraft in England. //London: Batsford. – 1945.
- Lewin L. Phantastica. //London: Kegan Paul. – 1931.
- Lewis C. T., and Short, C. A Latin Dictionary. //Oxford. – 1958.
- Murray M. A. The Witchcraft in Western Europe. //Oxford. – 1921.
- Polson C. J., and Tattersall R. N. Clinical Toxicology. //English University Press. – 1959.
- Robbins R. H. Encyclopaedia of Witchcraft and Demonology. //London: Peter Nevill Ltd. – 1959.
- Sollman T. A Manual of Pharmacology. //Saunders. – 1957.
- Sprenger J., and Kramer H. Malleus Maleficarum (English transl. Summers, M., 1928) //London: The Pushkin Press. – 1489.
- Strauss E. G. Quo vadimus //Brit. J. Med. Psychol. – 1947.
- Summers M. The History of Witchcraft and Demonology. //London: Kegan Paul. – 1926.
- Trethowan W. H. The demonopathology of impotence //Brit. J. Psychiat. – 1963.
- Zilboorg G., and Henry A. A History of Medical Psychology //New York: Norton & Co. Inc. – 1941.