Чему доктора могут научиться, глядя на искусство
Автор: Евгений Райковский
Редакция: Максим Белов
Оформление: Cornu Ammonis


Привет, Медач! Большинство из нас пришли в эту группу из-за того, что мы хотим большего, чем даёт нам наше образование. Мы читаем чуть больше, чем требуется в ВУЗах, тренируем хирургические навыки на кусках мяса и тренажёрах и вообще любыми путями стараемся стать лучше. Мы на разных стадиях обучения, кто-то ещё задается вопросом: «Нафига нам учить физику и философию», кто-то пытается побыстрее покончить с биохимией и патфизой, кого-то в 50-й раз требуют перкутировать печень («Зачем, если есть УЗИ»), ну а некоторые уже пришли к пониманию важности пропедевтики, основ физики и то, что биохимия и патфиз, по сути, самые главные предметы которые нужно выучить за 6 лет. 

Сегодня я хочу представить вам довольно интересную статью про то, как можно улучшить врачебные навыки внимания и наблюдения и немного отвлечься от зубрёжки. Это описание небольшого курса, который используется в некоторых зарубежных школах, но который можно легко адаптировать и под наши реалии. 

«Было очень приятно осознать, что мои глаза не приклеены к бесконечной петле цикла Кребса, а к портрету аристократов XIX века в цилиндрах и бальных нарядах. День, проведённый в Британском музее искусства, не был прогулом пар, а являлся одним из обязательных курсов. Я смотрел на картину, тщательно изучая каждое лицо. Я отметил интенсивность глубоких голубых женских глаз, следы проседи в бороде мужчины. Я замечал детали, которые раньше лишь притворялся, что видел, приходя сюда с более утончёнными друзьями. Впервые я не просто смотрел, а видел. Позднее, в небольших группах мы обсуждали то, что видели со студентами. Нашей целью было стать более вдумчивыми и скрупулёзными наблюдателями. Это один из главных навыков хорошего врача. В последующие месяцы, навыки, полученные на этих занятиях, пригождались мне в самых различных ситуациях: в подмечании асимметрии в лице у пожилого мужчины, описании пурпурной сыпи коллеге, предположении небольшой тени пневмонии на рентгеновском снимке».

Медицинские институты всё чаще используют искусство в обучении медицине. Одним из первых проводить подобные занятия стал Dr. Irwin Braverman, профессор дерматологии в Йеле. Он заметил, что студенты и доктора часто неточно и не полностью описывают, что они видят. Вместо этого они сразу переходят к выводам или рассчитывают на технологии, помогающие вывести диагноз. Dr. Braverman подумал, что описание чего-либо немедицинского поможет им в сборе и описании зрительной информации. Интуиция его не подвела: студенты, прошедшие курс, на 10 % чаще подмечали важные детали у пациентов [2]. Эти результаты заинтересовали и других преподавателей. Одним из них была Dr. Joel Katz из Гарварда, графический дизайнер и врач, директор программы резидентуры в Brigham and Women’s Hospital, создавшую в 2003 г. 9-недельный курс для студентов 1 и 2 курсов «Тренировка глаза: Улучшение искусства физикального обследования». Студенты еженедельно посещали музеи и изучая различные концепты, от симметрии и текстур до форм и движений. После этого они применяли полученные знания в обследовании пациентов. Студенты, прошедшие курс делали на 38% больше наблюдений во время обследования пациента, чем студенты, не проходившие его [3].

«Очень рано студенты перестают доверять их физикальному обследованию. Они используют лабораторные данные и данные лучевой диагностики как замену физикальному обследованию. Мы пытаемся научить студентов доверять тому, что они видят, и внимательно обследовать до принятия решений», говорит Dr. Katz.

Десятки медицинских школ теперь имеют программы изучения искусства, в которых не только улучшают навыки наблюдательности, но и обучают умению мыслить неоднозначно. Работа в условиях неопределённости — важная часть практической медицины. Даже такие классические заболевания, как инфаркт миокарда, инсульты, пневмонии часто имеют необычную клинику и приводят к ложным диагнозам. Изучение искусства позволяет студентам мыслить шире и рассматривать больше различных вероятностей до формирования окончательного диагноза. Исследования также показывают, что изучение искусства позволяет докторам легче понимать чувства пациентов и лучше интерпретировать их выражение эмоций в лицах пациентов [4]. 

«В человеческом лице так много неоднозначности и так много нюансов в выражении эмоций, которые мы часто не замечаем», рассказывает Ivana Viani, студентка Гарварда.

Для неё курс по искусству был также полезен тем, что она научилась более полно видеть не только пациента, но и то, что его окружает. «На занятиях у нас было упражнение, в котором нам не разрешалось смотреть в центр картины. Когда ты осматриваешь периферию, удивительно, как много деталей можно увидеть. Теперь, когда я вхожу в палату к пациенту, я смотрю вокруг — есть ли на тумбочке пачка сигарет, есть ли поздравительные открытки и цветы или пациент одинок». Это увеличение широты взглядов может быть наиболее важным аспектом искусства в медицине. В эпоху протонных пучков и иммунотерапий искусствопозволяет докторам нажать на паузу и вернуть свое внимание к самому пациенту. Как мы можем видеть, по сути эта статья и исследования — повторение многовекового тезиса: «Medice, curа aegrotum, sed non morbum». Но здесь мы можем взять для себя конкретные методы того, как и что мы можем улучшать в себе, чтоб стать более хорошими врачами.


Источники

  1. What Doctors Can Learn From Looking at Art [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://www.nytimes.com/2016/12/22/well/live/what-doctors-can-learn-from-looking-at-art.html, свободный. – Загл. с экрана.

  2. Dolev J. C., Friedlaender L. K., Braverman I. M. Use of fine art to enhance visual diagnostic skills //Jama. – 2001. – Т. 286. – №. 9. – С. 1020-1021.

  3. Naghshineh S. et al. Formal art observation training improves medical students’ visual diagnostic skills //Journal of General Internal Medicine. – 2008. – Т. 23. – №. 7. – С. 991-997.

  4. Bardes C. L., Gillers D., Herman A. E. Learning to look: developing clinical observational skills at an art museum //Medical education. – 2001. – Т. 35. – №. 12. – С. 1157-1161.

  5. Katz J. T., Khoshbin S. Can visual arts training improve physician performance? //Transactions of the American Clinical and Climatological Association. – 2014. – Т. 125. – С. 331

  6. Reilly J. M., Ring J., Duke L. Visual thinking strategies: a new role for art in medical education //Fam Med. – 2005. – Т. 37. – №. 4. – С. 250-2.