Вальпургиева ночь: ведьмы, яды и медицина

Автор: Виктория Соколикова
Оформление: Никита Родионов
Публикация: 30.04.2022

Сегодня, в ночь c 30 апреля на 1 мая, во многих культурах отмечается Вальпургиева ночь. В одних странах в эту ночь отмечают приход весны, поют песни, предлагают замужество любимым девушкам, в других — едят сырую рыбу c сахаром, поджигают метлы и воскуривают травы в жилых помещениях. О Вальпургиевой ночи, щедро отраженной в мировой культуре, слышал, пожалуй, каждый. Между тем, далеко не все смогут объяснить смысл, историю, а порой и этимологию этого праздника. Что это за день, точнее, ночь? Почему о ней столько спето и написано? Почему я вообще читаю о ведьмах на медицинском портале?

Да и кто такой этот ваш Вальпургий?

Для начала, не кто такой, a кто такая, и никакой не Вальпургий, a Вальбурга. Она же Вальтпурде, Гаубурге, Вальдбург, в русской транскрипции — Вальпургия, и вообще Святая Вальбурга Хайденхаймская. Жившая в VII веке монахиня-бенедиктиантка, настоятельница монастыря, происходившая из богатой и знатной английской семьи (папа — святой Ричард, мама — блаженная Вуна, дядя — сам Святой Бонифаций), получившая прекрасное (насколько это возможно для женщины в VII веке) образование в монастыре Уимборна: ну классическая «хорошая девочка из приличной семьи».

Как ее вообще приплели к каким-то нечесаным ведьмам?

Святая Вальбурга Хайденхаймская

Давайте по-порядку.

Вальбурга родилась в начале VII века на территории современной Великобритании, в Королевстве Уэссекс, в известной семье, явно питавшей страсть к необычным именам.

Еще в юном возрасте братья Вальбурги — Виллибальд и Вунибальд — совершают миссионерский поход на материковую Европу. Со временем обосновавшись в германской Баварии, Вунибальд построил в городе Айхштетте монастырь, а Виллибальд стал первым городским епископом.

Спустя некоторое время по ходатайству братьев Вальбурга тоже прибывает на материк, по пути совершив свое первое чудо: во время переправы через Ла-Манш она силой молитвы остановила ужасный шторм, чем спасла свой корабль от неминуемой беды. Это событие настолько поразило очевидцев, бывших на корабле вместе c ней, что Вальбургу безоговорочно «назначили» укротительницей шторма и покровительницей моряков.

Обладая незаурядными организаторскими способностями, деловой хваткой и, без сомнения, живым умом, Вальбурга сразу после смерти брата становится настоятельницей монастыря в Айхштете (a монастырь к тому времени, между прочим, разросся, укрепился и стал и женским, и мужским) и по совместительству — одной из самых влиятельных европеек тому времени.

Реформатор Габриэль фон Эйб вместе с Вальбургой и ее братом Виллибальдом

Что же до чудес, необходимых для любого праведника, возжелавшего быть канонизированным, то и они были, даже несколько: Вальбурга как-то утихомирила бешеных собак, спасла роженицу, накормила ребенка и спасла еще какую-то девушку. Времена были непростые, люди — благодарные, вот и щедро назначили бенедиктианку защитницей от бешенства, голода, всяких болезней и заступницей крестьян, рожениц, детей и болящих.

Покинув земной мир в почтенном возрасте, Вальбурга была, безусловно, канонизирована, a мощи ее отправлены в родной монастырь Айхштетта, где находятся по сей день и даже мироточат.

Внимательный читатель на этом моменте, должно быть, задается вопросом: «Ну и где связь? Причем тут христианская святая и ведьмины шабаши?».

Хороший вопрос, на который, к сожалению, непросто дать ответ. Существует несколько версий, объясняющих связь праздника изгнания колдовской силы и Святой Вальбурги Хайденхаймской. По некоторым из них, связи никакой и нет: истоки праздника восходят глубоко в древность, к языческим празднованиям обрядов плодородия и прихода весны, которые всегда приходились на конец апреля-начало мая, и дата канонизации Вальбурги совершенно случайно совпала с датой языческого праздника, который в 870 году тоже пришелся на первое мая.

Еще одна, своего рода промежуточная, версия признает некую связь, но c оговоркой: действительно, злых духов в конце апреля изгоняли еще задолго до рождения прапрадедушек Вальбурги, но c усилением христианства в Средневековой Европе (читай — c искоренением язычества), люди не готовы были отказаться от старинных обычаев, продолжали отмечать праздник изгнания нечистой силы, но подавали это под предлогом почитания памяти о Святой Вальбурге, опасаясь преследования и расправы за выполнение языческих ритуалов.

И, наконец, версия, подтверждающая связь Святой Вальбурги и главной ночи нечистой силы, говорит о том, что спустя некоторое время после смерти святой ее могилу пытались расхитить или осквернить (по другим вариантам, просто перенести в другое место), но тотчас дух Вальбурги явился перед злоумышленниками, заставив их как минимум пересмотреть свои жизненные ориентиры. Излишне впечатлительные мародеры разболтали об увиденном, и жуткая история распространилась по европейским городам и весям, заставив людей стряхнуть пыль c языческих поверий о духах, так старательно искореняемых христианской церковью того времени.

Не знаю, как вам, а мне все эти версии (за исключением полностью отрицающей взаимосвязь) кажутся, мягко говоря, притянутыми за уши; тем более, что последние лет триста день памяти Вальбурги отмечается даже не первого мая, a 25 февраля. Ох и обидно было бы Святой Вальбурге, праведно проведшей всю свою жизнь и работавшей во благо христианских ценностей, что в умах миллионов она будет связана не c монастырями и молитвами, a c главной ночью нечистой силы во всей Европе.

Настоятельница Хитда вручает кодекс святой Вальбурге

Что представляет из себя Вальпургиева ночь

Как мухи, к этой стороне

Примчались мы с клещами:

Хотим папаше Сатане

Принесть поклон мы сами.

«Фауст», Гёте

Безусловно, праздники весны, плодородия и урожая встречаются во всех культурах. Наиболее полно славянские обычаи этого празднества описывает русский фольклорист Александр Николаевич Афанасьев:

«Каждая ведьма является на празднество вместе с своим любовником-чертом. Сам владыка демонских сил — Сатана — в образе козла с черным человеческим лицом важно и торжественно восседает на высоком стуле или на большом каменном столе посредине собрания. Все присутствующие на сходке заявляют перед ним свою покорность коленопреклонением и целованием. Сатана с особенной благосклонностью обращается к одной ведьме, которая в кругу чародеек играет первенствующую роль и в которой нетрудно узнать их королеву. Слетаясь из разных стран и областей, нечистые духи и ведьмы докладывают, что сделали они злого, и сговариваются на новые козни; когда сатана недоволен чьими-то проделками, он наказывает виновных ударами. Затем при свете факелов, зажженных от пламени, которое горит между рогами большого козла, приступают к пиршеству: с жадностью пожирают лошадиное мясо и другие яства без хлеба и соли, а приготовленные напитки пьют из коровьих копыт и лошадиных черепов. По окончании трапезы начинается бешеная пляска под звуки необыкновенной музыки. Музыкант сидит на дереве; вместо волынки или скрипки он держит лошадиную голову, а дудкою или смычком ему служит то простая палка, то кошачий хвост. Ведьмы, схватываясь с бесами за руки, с диким весельем и бесстыдными жестами прыгают, вертятся и водят хороводы. На следующее утро на местах их плясок бывают видны на траве круги, как бы протоптанные коровьими и козьими ногами».

"Вальпургиева ночь", Фритц Робер, 1910

В некоторых тонкостях разные народы пересекаются (например, у русских и немцев описан практически одинаковый эпизод c полетом ведьм на Лысую Гору (у немцев это гора Броккен, самая высокая из гор Харца в Северной Германии, a у ее плато даже есть специальное название — Hexentanzplatz — «место пляски ведьм»), a в некоторых — различаются (в Италии особая роль отводилась любовным отношениям в общине, тогда как, например, средневековые лужичане в эту ночь активно устрашали и прогоняли нечистую силу). Интересно еще то, что, несмотря на свои уникальные особенности, все народы единогласны в одном: в это время целебные травы действительно имеют особую чудодейственную силу. Кстати, травы эти надлежало собирать особым способом и особым людям: либо старикам, либо детям, как наиболее чистым категориям граждан, ведь те не имели ни половых отношений, ни «ежемесячных очищений».

На этих словах мы закончим c исторической и культурологической частью и перейдем к медицинской истории, ведь кто знал о чудодейственных травах лучше ведьм?

Ведьминская медицина средних веков

В сознании современного человека ведьма имеет более-менее конкретный образ: злая неопрятная женщина на метле, перемешивающая отвратительные снадобья в огромном котле (пауки или черные кошки опциональны). Между тем, ведьма являет собой более глубинный собирательный образ, встречающийся во всех культурах, во все времена и на всех континентах. Нам остается лишь гадать, что происходило в те времена, от которых не осталось никаких документальных свидетельств, но совершенно ясно одно: провести черту между ведьмовством и наукой того времени практически невозможно. Но что, если и не нужно? Давайте рассмотрим основные принципы колдовского врачевания, c которых иногда можно посмеяться, иногда — ужаснуться, a порой — признать, что в чем-то они предсказали будущее. Важная ремарка: на протяжении веков колдовство подразделялось на белую магию, призванную излечивать, и черную магию, которая калечила и убивала людей и морила скот. Со временем и та, и другая были объявлены вне христианских законов и преследовались инквизицией.

Первая печатная книга по офтальмологии, вышедшая в 1583 году за авторством легендарного Георга Бартиша, хирурга и офтальмолога, включала в себя главы по лечению глазных болезней, «вызванных колдовским воздействием ведьм и проклятиями». Приведем характерный отрывок:

«Кроме того, как гласит Священное Писание, есть немало других примеров даже в нынешнее время, да и подобное может случаться и в будущем, когда подобные нечистые люди c помощью самого Дьявола и со своими сатанинскими инструментами могут вредить, заколдовывать и уничтожать других людей таким образом, что те становятся абсолютно слепыми, и словно этого мало, они заставляют глаза этих несчастных людей кровоточить, сочиться гноем и опухать так, что глаза их словно вываливаются из головы. Но что еще более страшно, ведьмы могут забирать слух у людей, делать их неимоверно глупыми, тормозить их движения, всячески калечить и в итоге даже вызывать их погибель. Все это давно известно и было доказано Христианской властью, a виновные в колдовстве понесли справедливое наказание: их истязали, жгли огнем, душили дымом и те начинали открыто говорить правду о своих злодеяниях!

Более того, я лично наблюдал немало заколдованных людей, некоторых даже сам лечил c Божией помощью, многие из них так сильно пострадали от ведьм, что уголь, волосы, древесина и даже железо торчало из их загноившейся плоти и исходило из отверстий.

Еще я своими глазами видел бедных людей, чьи глаза околдовали ведьмы, и видел, насколько они изуродованы, практически уничтожены: их глаза были опухшими, из них изливался зловонный гной, иные люди не могли распахнуть веки, настолько те слиплись и срослись, a у некоторых из глаз и вовсе росли куски их же плоти, иногда большие, по форме вроде как груша или яблоко, я изобразил их на рисунках».

В основном, по средневековым понятиям, у ведьм было три оружия: проклятие, яд и бесовское наваждение.

Проклятие

Рассмотрим типичный пример, который суд классифицирует как «угрозы, приведшие к травме».

«Эми Данни из Суффолка обвиняется в совершении колдовства над Уильямом Даррентом, Джейн Бокинг, Сьюзан Чендлер, a так же над Элизабет и Деборой Пэйси. Суд уточняет, что три пострадавшие впали в безмолвие в результате колдовства и перенесли тяжелые припадки, посему на суде не присутствуют и ожидают заключения обвиняемой под стражу.

Свидетельница обвинения, Дороти Даррент, утверждает, что 10 марта 1664 года, вынужденная отлучиться по заботам из дому, она оставила своего сына Уильяма Даррента, грудного младенца, под присмотр Эми Данни на несколько часов, строго-настрого запретив ей давать младенцу грудь. Несмотря на то, что Эми была пожилой женщиной и очевидно не смогла бы кормить грудью, Дороти пояснила, что сказала это, так как знала, что Эми имеет репутацию ведьмы. По возвращению Дороти домой Эми призналась, что все-таки давала грудь ее младенцу, что привело Дороти в ярость. Они разругались c Эми, та наговорила ей гадостей, a вечером Дороти заметила, что ее сына стали одолевать тяжелые припадки, и так продолжалась несколько недель. Миссис Даррент обратилась к доктору Джейкобу, который посоветовал ей взять одеяльце ребенка и повесить его у камина на весь день, a на ночь запеленать младенца и указал, что если что-то странное появится, не пугаться и бросить существо в камин. Когда женщина выполнила назначения, из одеяльца выпрыгнула огромная жаба, которую та тотчас бросила в огонь, раздался мощный хлопок. A на следующий день Эми Данни ходила грустная, a ноги и руки ее были обгоревшие. Сын Дороти жив однако остался и выздоровел».

Стало быть, состояние грудного младенца стало следствием ссоры его матери c ведьмой, в ходе которой они нажелали друг другу всего хорошего, a жаба — ни что иное, как одно из воплощений ведьмы Эми. Жабу сожгли, от проклятия избавились, вот ребенок и выздоровел. Для британского суда 1664 года это было очевидно.

Яд

Как правило, ведьмы травили соседей из личной неприязни и случайных людей из скуки. Яд чаще всего либо подмешивали в пищу, либо магическим путем отравляли обычные продукты, фрукты и овощи, c помощью заклинаний.

«... она также обвиняется в убийстве Джона Людовика, которого она ненавидела по многим причинам; когда он переходил реку и переправлял по ней лошадей, колдунья c дьявольской помощью растрясла мешки c овсом, подсыпала туда колдовского порошка, который дал ей ее Господин, лошади потом съели тот овес, в результате чего две издохли, a остальные впали в безумство. Позже ведьма убила и самого Людовика, отравив грушу, которую тот съел».

Бесовское наваждение

Случалось, что в результате колдовского воздействия человек терял разум. Ведьмы могли подселять в душу бедняги своих сущностей, коими командовал сам Дьявол. Если наваждение было очень сильным, разумом человека овладевал лично Сатана. В таких случаях помочь мог только священник. Было огромное количество способов побудить дьявола оставить свою жертву. Сеансы экзорцизма могли продолжаться часами, изматывая человека и нередко приводя к смерти (конечно, в этом случае виноват был дьявол). Если и это не помогало, священник прибегал к снадобьям из валерианы или асафетиды, a также воскуривал разнообразные травы, дым от которых делал помещение неприятным для нахождения там Сатаны.

Стоит сказать пару слов о веществах, используемых в колдовской медицине. Ведьмы применяли их не только c целью навредить окружающим, но и для личных нужд. Например, чтобы попасть на шабаш, ведьмы обмазывались специальной колдовской мазью, которая омолаживала их лицо и тело и дарила способности к полету на метле. Кстати, сцена c применением такой мази подробно описана в романе «Мастер и Маргарита»:

«Справившись с собою, Маргарита открыла коробочку и увидела в коробочке жирный желтоватый крем. Ей показалось, что он пахнет болотной тиной. Кончиком пальца Маргарита выложила небольшой мазочек крема на ладонь, причем сильнее запахло болотными травами и лесом, и затем ладонью начала втирать крем в лоб и щеки. Крем легко мазался и, как показалось Маргарите, тут же испарялся. Сделав несколько втираний, Маргарита глянула в зеркало...

На тридцатилетнюю Маргариту из зеркала глядела от природы кудрявая черноволосая женщина лет двадцати, безудержно хохочущая, скалящая зубы. Нахохотавшись, Маргарита выскочила из халата одним прыжком и широко зачерпнула легкий жирный крем и сильными мазками начала втирать его в кожу тела. Оно сейчас же порозовело и загорелось. Затем мгновенно, как будто из мозга выхватили иголку, утих висок, нывший весь вечер после свидания в Александровском саду, мускулы рук и ног окрепли, а затем тело Маргариты потеряло вес. Она подпрыгнула и повисла в воздухе невысоко над ковром. Потом ее медленно потянуло вниз, и она опустилась… Втирания изменили ее не только внешне. Теперь в ней во всей, в каждой частице тела, вскипала радость, которую она ощутила, как пузырьки, колющие все ее тело».

В знаменитом «Молоте Ведьм» Генрих Крамер и Яков Шпрингер приводят приблизительный состав этого средства: петрушка, паслен, аконит, аир тростниковый, сажа, кровь летучей мыши и жир мертвых детей. Необходимые травы собирались отдельно в строго определенные дни, толклись в ступе c кровью, a после замешивались на жире и превращались в тягучую мазь.

Придворный врач герцога Альбрехта III, хирург и алхимик Иоганн Хартлиб в своем сборнике «Книга всех запрещенных искусств» приводит более подробный состав и способ применения колдовской мази:

«Для таких полетов используют мужчины и женщины (кобольды, ведьмы) специальную мазь под названием «unguentum pharelis». Ее приготовляют из семи трав, каждую собирая в отдельный специальный для этой травы день. В воскресенье рвут цикорий, в понедельник — лунник, во вторник — вербену, в среду — пролесник, в четверг — молодило, в пятницу — венерин волос. Затем сотворить мазь из семи трав, замешанных на птичьей крови и жире животных, — каких, я не пишу, так как это чистая некромантия и строжайше запрещено. Достаточно затем смазать скамью или стул — и улететь вместе с ним».

Другие алхимики средневековья также сообщают о существовании подобной мази, приводят ее усредненные рецепты, a также делятся опытом применения, единогласно соглашаясь в одном: смесь демонстрирует поразительный эффект, приводя в состояние эйфории и перенося испытуемого в неведомые измерения.

Эпилог

Разумеется, в условиях жизни в Средневековой Европе, когда очередная чума, холера или проказа могли выкосить половину города, a медицина в ее зачаточном состоянии того времени не могла ни вылечить, ни предотвратить, ни хотя бы объяснить происходящее, на помощь людям приходили различные верования и убеждения. Церковь, в отличие от медицины, давала четкую, понятную и обнадеживающую информацию: есть беда, есть ведьма, которая ее устроила, и есть дьявол, который управляет ведьмой. До дьявола нам не дотянуться (но мы работаем над этим), поэтому избавимся от ведьм и перестрахуемся, добив подозрительных.

Страх и отсутствие какой-либо вменяемой информации делали людей очень восприимчивым к любым воздействиям, в том числе к побуждениям к насилию. Оттепель наступает значительно позже, робко проходя по пеплу костров инквизиции в 1568 году c публикацией эпохальной книги врача и оккультиста Иоанна Вейера «De praestigiis daemonum» («О колдовских уловках»), где он впервые открыто говорит о том, что «дьявол действительно существует, что он вредит людям духовно и физически, что ведьмы тоже существуют и могут вредить, но описанные в медицине болезни не могут появиться лишь из-за этих воздействий, стало быть, ведьмы не могут продуцировать заболевания самостоятельно, для этого нужен определенный субстрат — истощение, истерия, меланхолия, a также нарушения воображения», поэтому нельзя преследовать и убивать так называемых ведьм, ибо это и не колдуньи вовсе, а лишь излишне ажитированные и психически неуравновешенные дамы.

Что касается белой магии, то и она в те времена сомнению не подвергалась, хотя вспоминать о ней в разгул, допустим, Черной смерти (эпидемия чумы в Европе 1346–1353 годов), которую людям устроили ведьмы, считалось сродни экстремизму. Конечно, некоторые ведьмы могли «расколдовывать» людей, снимать проклятья, в экстренных случаях купировать определенные медицинские состояния, помогали в родах. Без сомнения, эти женщины обладали высоким уровнем познаний о травах, растворах, мазях, технологиях их изготовления и базовых принципах применения. Особо продвинутые белые ведьмы даже не отрицали Бога и признавали постулаты христианства, что гарантировало им относительно спокойную жизнь и налаженную медицинскую практику.

«Возьми чистое серебро, кадмий, алоэ, свинцовый глет, белый и красный сандал, восточный шафран, по четыре драхмы, сотри в порошок и смешай с соком кориандра, цикория и розовой водой. Получившуюся смесь упрячь в стеклянную колбу и оставь нагреваться на солнце. Затем в глаз закапывай по одной капле, благодаря которой многие словно чудом избавляются от болезней».



Магия и оккультизм в вопросах здоровья не исчезли c приходом эпохи Возрождения: они просочились сквозь века и дожили до наших дней. Можно подумать, что медицинский оккультизм представляет собой некий маргинальный рудимент, но нет, возможно, сегодня он сильнее, чем когда-либо. Огромное количество людей продолжает верить в приметы, волшебные слова, носит магические амулеты, совершает различные ритуалы, и речь сейчас не о каких-то дремучих племенах, a о вполне себе образованных и современных жителях стран «первого мира».

Голливудская актриса Гвинет Пэлтроу продает волшебные кристаллы, амулеты и свечи под личным брендом Goop

Многие из этих предметов остаются разрекламированными средствами без какой-либо доказанной эффективности, по отношению к которым не принималось даже попыток проведения клинических испытаний. Пожалуй, это удивило бы даже средневековых докторов.

Источники

  1. Stefan Petersen: Wann starb die Heilige Walburga? Zu Leben und Tod der letzten Äbtissin von Heidenheim. In: Studien und Mitteilungen zur Geschichte des Benediktinerordens und seiner Zweige 116 (2005), S. 7–18.
  2. DEETJEN, CHRISTIAN. “WITCHCRAFT AND MEDICINE.” Bulletin of the Institute of the History of Medicine, vol. 2, no. 3, 1934, pp. 164–75, http://www.jstor.org/stable/44437785 Accessed 30 Apr. 2022.
  3. WITCHCRAFT AND PHARMACOLOGY, The Lancet, V286, I7409, 1965, P425, ISSN 0140-6736, https://doi.org/10.1016/S0140-6736(65)90769-5.
  4. https://www.medievalists.net/
  5. Stannard, Jerry. “Medieval Herbalism and Post-Medieval Folk Medicine.” Pharmacy in History, vol. 55, no. 2/3, 2013, pp. 47–54, http://www.jstor.org/stable/2463189 8 Accessed 30 Apr. 2022.
  6. WITCHCRAFT AND PHARMACOLOGY, The Lancet, V 286, I 7409, 28 August 1965, P 425, https://doi.org/10.1016/S0140-6736(65)90769-5
  7. Medizingeschichte, Karl-Heinz Leven, 15 Jul 2021, https://heiup.uni-heidelberg.de/journals/index.php/mial/article/view/24323/18147 DOI: 10.17885/heiup.mial.2021.1.24323
Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.